Восстановление храмов
Во все времена колокола представляли собой немалую материальную ценность, и владеть ими было престижно для власть имущих. Поэтому колокола всегда были желанным трофеем. Для победителя считалось делом чести отобрать колокол у побежденного. Чаще всего захваченные колокола переплавляли на пушки и монеты. Когда для молодой российской армии понадобились пушки, по приказу Петра I с многих церквей были сняты колокола и отправлены на переплавку.
В разных странах в разные времена колоколам не только отдавались почести, но их также подвергали гражданским казням, увечили, ссылали. Широко распространенным наказанием за какую-нибудь провинность для колоколов было отрубание уха. Такой колокол получал прозвище “Корноухий”. Широко известен “Угличский” колокол. В 1591 г. по приказу Бориса Годунова этот колокол высекли плетьми, отрубили ему уши, вырвали язык и сослали в Сибирь, в Тобольск, за то, что он сообщил об убийстве в Угличе царевича Димитрия. Из ссылки он вернулся лишь 3 века спустя, в 1892 г.
Царь Алексей Михайлович (1629 — 1676 гг.) после победы над Польшей отправил в Сибирь много пленных поляков и литовцев, а с ними и их колокола.
В 1681 г. набатный колокол Кремля был заключен в Никольско-Корельский монастырь за то, что своим звоном нарушил сон царя Федора Алексеевича.
В 1771 г. императрица Екатерина II приказала снять и вырвать язык у набатного колокола Московского Кремля за призыв народа к бунту. Часто будучи бессильными напрямую выступить против своих недругов, люди в отместку расправлялись с колоколами. Так, в 1498 году флорентийцы, вымещая свою ненависть к монахам монастыря святого Марка, подвергли колокола этой обители различным издевательствам. Вначале их бичевали, затем вырвали языки и под улюлюканье толпы возили по улицам на повозке, запряженной ослом.
Часто знатные особы, заказывая отливку колокола, соревновались между собой. Считалось: чей колокол будет крупнее и громогласней, того молитва будет первой услышана Богом. Дух соперничества был особенно присущ русским государям. Каждый новый царь стремился отлить колокол крупнее того, что был создан в эпоху его предшественника. Начало отсчета царским рекордам положил колокол “Лебедь”, отлитый в 1503 г. по велению Ивана III и весивший около 440 пудов — 7 т 207 кг (1 пуд — 16,38 кг). Закончено же это соревнование было в 1735 г., когда по велению императрицы Анны Иоанновны был отлит колокол весом 12 327 пудов 33 фунта (201 т 924 кг), высотой 6 м 14 см, в диаметре 6 м 60 см.
Это было уникальное произведение искусства, вершина колокольного литья. Предполагалось построить для него специальную колокольню. Но в 1737 г. в Москве случился страшный пожар. Деревянная конструкция, на которой стоял колокол, загорелась, и он рухнул в яму. Боясь, что колокол расплавится, сбежавшийся народ стал заливать его водой. Раскаленный металл треснул, и от колокола откололся кусок весом в 11,5 т.
Более ста лет “Царь-колокол” оставался в яме. И только в 1836 г. он был поднят и установлен на гранитном пьедестале в Кремле. Сегодня “Царь-колокол” остается самым тяжелым колоколом, отлитым когда-либо в мире.
Во многих странах есть свои царь-колокола:
- 1038 пудов (17 тонн) — колокол “Святой Павел”, Великобритания, г. Лондон, собор святого Павла, 1881 г.
- 1150 пудов (18 тонн) — колокол “Ла Савойярде”, Франция, г. Париж, храм Святого Сердца, 1891 г.
- 1230 пудов (20 тонн) — колокол “Пумерин”, Австрия, г. Вена, собор святого Стефана, 1711 г.
- 1575 пудов (25 тонн) — “Петерс-колокол”, Германия, Кельнский кафедральный собор, 1923 г.
- 2575 пудов (42 тонны) — колокол “Ёнг Ли”, Китай, г. Пекин, храм Большого колокола, 1420 г.
- 4400 пудов (70 тонн) — колокол “Емили”, Южная Корея, г. Кионджу, 1711 г.
- 5400 пудов (88 тонн) — Бирма, г. Мингун, 1790 г.
- 8600 пудов (140 тонн) — Япония, г. Осака, храм Шитенно-жи, 1902 г.
В настоящее время самый большой действующий колокол православного мира находится в Москве. Это Большой Успенский колокол Кремля, находящийся на колокольне Ивана Великого. Вес его составляет 4 000 пудов (64 тонны). Создан он был в 1817 г.
Оглядываясь на историю существования колоколов, можно с уверенностью сказать, что они стали воистину звучащим символом человеческого существования.